Впервые дисциплина «Русский язык» введена в связи с появлением в педиатрическом институте первых студентов-иностранцев в 1948 г. В 50-е годы был организован курс русского языка, существовавший в течение почти 30 лет при кафедре латинского языка. 1978 г. - на базе курса образована кафедра русского языка. В разное время курс и кафедру возглавляли Б.Н.Павлов, Е.Г.Сотскова, М.М.Жданова, Т.Т.Вязовик, Т.Ф.Крылова, Л.Д.Бурова. На кафедре работали опытные преподаватели, среди которых было 5 кандидатов наук. В связи с переходом обучения иностранных граждан на коммерческую основу в 1995 г. преподавание русского языка было прекращено, в 1997 г. возобновлено при кафедре иностранных языков, затем при кафедре латинского языка.
2003 г. - по решению Ученого Совета академии вновь образована кафедра русского языка, которая в связи со структурной организацией академии в 2009 г. преобразована в курс русского языка в составе кафедры иностранных языков. С января 2003 г. коллективом преподавателей, в составе которого 3 кандидата наук и 5 старших преподавателей, руководит доцент, кандидат филологических наук, Н.Н.Китунина.
В настоящее время учебная работа осуществляется по следующим направлениям:
- Русский язык как иностранный на основных факультетах и подготовительном отделении для иностранных учащихся.
Цели преподавания русского языка как иностранного на подготовительном и основных факультетах академии обусловлены «Государственным образовательным стандартом» подготовки иностранных учащихся. В процессе обучения русскому языку на I-IV курсах студенты овладевают всеми аспектами речевой деятельности - чтением, устной речью, аудированием и письмом. Определяющим выбран коммуникативный метод обучения, понимаемый в качестве метода образования социально-языковой личности как речевого партнера в процессе профессионального общения. В учебном процессе широко применяются аудиовизуальные средства, использующие аутентичный речевой материал: видеофильм «100 лет клинике академии», аудиозаписи выступлений ведущих ученых академии, фрагменты художественных фильмов на русском языке. В качестве практического материала для речевых и контрольных занятий используются разработки на основе материалов производственной практики клинических кафедр академии. - Культурология: Межкультурная коммуникация – для иностранных учащихся.
Дисциплина читается с 2002 г. как составляющая цикла социально-гуманитарных знаний в соответствии с образовательным стандартом российской высшей школы. Наряду с теоретической компонентой курса большое значение уделяется прикладной культурологии, нацеленной на решение вопросов социально-культурной адаптации иностранных учащихся и их инкультурацию с возможностью рассмотрения культуры как защитного механизма и способа жизнедеятельности в иносреде. - Русский язык и культура речи – для отечественных студентов факультетов клинической психологии и медицинской биофизики.
Переданный кафедре в 2005г. курс ставит своими главными задачами привитие навыков понимания языковых фактов как неотъемлемой части культуры, выявление значения индивидуально-личностного подхода к пользованию языком и речевому творчеству как средству социализации и профессионализации, воспитание у обучаемых умений речевого партнерства, то есть формирование у студентов сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи.
Избранный подход к планированию учебной деятельности студентов отражен в учебно-методических комплексах, разработанных для каждой учебной дисциплины с учетом уровня и специальности, и спроецирован на более отдаленные результаты, обусловливающие развитие мышления, формирование культуры умственного труда на родном либо иностранном языке.
Учебный процесс оснащен, наряду с традиционно используемыми методическими пособиями на бумажных носителях, принципиально новыми видео и аудиоразработками в электронном формате, выполненных преподавателями. Часть зачетных тестов студенты выполняют в интерактивной форме, а письменные задания по культуре речи в формате электронной почты.
Тематика научных исследований коллектива связана с формированием профессиональной коммуникативной компетентности студентов-медиков и клинических психологов и ориентирована на изучение проблем теории речи, языковой интерференции и межкультурной коммуникации, а также на совершенствование методики преподавания русского языка.
Важное место в деятельности коллектива занимает создание и развитие неформальной учебно-профессиональной среды. На кафедре создан кружок СНО по изучению научной публичной речи, проводятся заседания с приглашением известных ученых, профессоров академии, администраторов, руководителей производственных практик, ставящие целью создание естественной профессиональной среды общения. Доклады студентов на ежегодной конференции СНО академии кафедра считает приоритетным направлением совершенствования речевых умений будущих высококвалифицированных специалистов, получающих образование в высшей школе России. За 7 лет существования кружка подготовлено свыше 100 студенческих докладов по секциям лингвокультурологии и национальных культур разных стран.
Неотъемлемой частью деятельности коллектива преподавателей курса русского языка является воспитательная работа с иностранными и отечественными учащимися: организуются ежегодные конкурсы сочинений, чтения стихов, участие в интернациональных проектах, программах КВН, посещение театров, музеев, вечеров, проводимых в академии на русском языке, создаются любительские фильмы.